ZoRDoK
19.03.2016

Греческая смоковница — обзор настольной 4X-стратегии New Dawn (и других игр Artipia Games)

new dawn drum roll archon
С греческим издательством Artipia Games я познакомился несколько лет назад, под конец моего сотрудничества с Тесерой на поприще написания статей. Тимофей Бокарёв решил тогда награждать не деньгами, а играми за статьи, поэтому после написания своих последних трёх статей (я помню, что выложился там по полной, после чего было некоторое перегорание в отношении инфы по настольным играм) я стал рыскать по замечательному немецкому магазину Milan Spele. Чем он хорош? В этом магазине появляются первыми новинки Эссена — владельцы, похоже, завозят их туда прямо вот руками. Если зайти в 1-й или 2-й день выставки то по вполне приличным ценам можно взять себе самый смак. Иногда даже такие вещи, которые потом нигде не купишь. 



Я зашёл и как-то понял, что ничего не хочу и ничего не присмотел. Дело было летом, а евро-ажиотаж начинается именно осенью и постепенно стихает к весне, сразу за выставкой в Нюрнберге. Посмотрел-посмотрел и выбрал себе красочную игрушку от греков под названием Drum Roll.




До того момента все попавшие мне в руки еврогеймы были из первой-второй сотни, а вот америтреш я покупал слепым образом, посему и считал, что евро все очень, а вот амери как-то нэ. И вот, купив эту игрушку я полноценно и, наверное, в первый раз глубоко и подробно ощутил, что же такое — generic eurogame, проблема, о который давно говорили большевики америтрешеры. Это когда вы играете в игру и понимаете, что получается какой-то очередной 65-й уровень бомбермана: если бы она была первой в вашей коллекции, то всё ок, а вот когда снова и снова вы управляете ресурсным менеджментом в духе «бабушка на пшеницу», что в конечном счёте обменивается где-то на 3-5 итерации на очки, и потом, в конце игры, ещё всё в игре приносит кучу очков — вот тогда приходит ощущение, что нашего брата дурят.




Игра была про цирк, но от цирка там было одно название и механика найма персонажей на картах себе в цирк. Что в итоге было, если убрать шелуху — разменом ресурсы на ресурсы в основную фазу, путём своих персонажей, а затем путём других персонажей размен ресурсов 2-го порядка на очки. Плюс был какой-то бесполезный ресурс, который давал очки в конце каждого раунда по мажорити среду игроков (единственное взаимодействие). Вот такие пироги, и это всё было ясно из правил. Погоревав, игру продал. Совсем недавно купил игрушку Archon тех же товарищей, в точно таком же праздничном и любопытном оформлении (превалирование малинового и сиреневого цветов). Аналогична ерунда, только с выставлением рабочих.

Том Вэсел в коротком обзоре на игрушку Hawaii — как раз о том, что нужно делать с generic euro. Всем смотреть, кто не видел, это бальзам на душу америтрешерам и варгеймерам.

Такие игры всерьёз и надолго отвращают от евро. Из-за того, что еврогеймы являются мейнстримом в настольном мире (на каждый америтреш выпускают примерно 15 евроигр), то количество желающих быстро «срубить бабла» с каждым годом становится всё больше и больше. Увы, по внешности о них судить невозможно, в отличие от Америтреша, зачастую это сочные красивые упаковки с кучей картона внутри на нейтральную тематику, которая привлечёт и бабушек, и гиков. Даже правила не скажут ничего, поэтому тут приходится полагаться на рейтинг. Основной секрет популярности у generic euro как и у Монополии — если это одна из ваших первых игр, то вы вполне можете быть покорены её ресурсным менеджментом и общим балансом (который добиться довольно просто — достаточно лишь проставить при разработке стоимость каждого действия примерно равной, и добавить в конце игры point salad — балансирующее вознаграждение за любые добытые ресурсы и действия в игре, при котором лавина финальных очков перекрывает все тактические хитрости игроков в процессе).



Но чтобы не превращать обзор космической дорогой игрушки в обзор греческом компании, давайте вернёмся к новинке 2014-го года New Dawn. Название игры подобраном с умом — именно так звучит начало подстрочника к основной коробке игры Eclipse (New Dawn for the Galaxy), это название основного квеста за братство стали в популярной компьютерной игре Fallout 4. Буквально оно означает Новый Рассвет, но аллюзий тут куда больше. Во-первых, слово Dawn используется на городском сленге как «единственная любовь», или «та самая». Во-вторых, оно имеет оккультный оттенок, это больше возрождение и становление, духовное перерождение, чем просто восход солнца ещё раз. 



В общем, я рассчитывал после этого духовного перерождения принять решение о покупке их основного локомотива, игры Among the Stars. И вот что у нас получилось.



Игрушка стоит больше обычных 40-а долларов, которые являются сейчас неким центральным значением, около которого модулируется цена новинок. На кулстафе это 47 баксов, на филиберте 40 евро. Внутри мы найдём много квадратных карт космических систем (если из картинок не ясно, то перед нами типа 4x-стратегия в космосе), пластиковые жетоны баз и танков в изобилии, основное поле и планшеты игроков. И картон.



Компоненты уже бьют тревогу. Пластиковые базы с трудом отделяются от плоской поверхности, их банально не подковырнуть и не за что ухватить. Пластик совсем дешёвый, как было принято в настолках начала 2000-х годов не из недр FFG, которые по некой прихоти делали пластиковые компоненты заместо дерева. Карты тоненькие. Поле аб-со-лю-тно бесполезно. Оно огромное, и просто показывает, что карты класть надо 6 на 6 или 7 на 7, в зависимости от числа игроков. Персональные планшеты ок, коробка тоже вполне норм, стандартное А4.



По правилам тут всё вроде бы интересно. Играем 6-ть раундов. Каждый раунд с руки играем один из миров, и в момент выкладки на нём срабатывает свойство, выраженное текстом (т.е. предполагается разнообразие). Можем передвинуть один свой танк, а затем начинается основная фаза — 3 действия от каждого игрока. В их число входит постройка нового танка (всего 4 за игру), активация боя на текущей или соседней локации от танка, экономический захват ничейной локации (платишь деньги, ставишь фишку), активация посланника (один раз за раунд особое свойства из вышеперечисленных с небольшим плюсом). И вроде всё.



Основные очки мы получаем тут либо захватывая локацию, тогда мы смотрим её стрелочки, поворачиваем локацию и получаем бонусы, которые отвечают за одну из 4-х сторон поля (+1 ресурс, +1 очко за оплату ресурсами, движение танка, получение слабого доп кубика в следующем бою). Либо захватывая локацию и удерживая до конца игры, тогда это 1-3 очка с неё. Либо, как вариант, обменивать гору нужных в процессе игры ресурсов на победные очки в конце раунда (разово).



Ещё тут можно развивать технологии. Каждой расе даны свои 8 карт, из которых можно построить 6-ть. За 5-ю и 6-ю дают 1 и 2 очка. Перед игрокам на планшете аналог доходных кубиков из Эклипса — при постройке базы вы снимаете её с одного из ресурсов: денег, военных ресурсов и науки. Если трек открыть до конца, это ещё одно очко. За постройку танка — 1 очко. К сожалению, разницы между ресурсами не так много, деньги нужны для мирной постройки баз, но таких мест всегда появляется либо поровну, либо на 1 больше, чем игроков, и у всех хватает 1-2 монеты на их покупку. Военные ресурсы тратятся на покупку танков. Наука — на покупку научных тайлов.



У нас к концу игры были у всех игроков куплены все 6-ть наук, развита 1 линейка до конца и построены все или почти все танки, поэтому здесь интриги не было. Я насобирал больше очков в процессе игры, активируя получение очков за ресурсы. Жена (она и победила) сливала все ресурсы на очки в конце раунда и захватила больше планет. Юра (владелец коробки) по очкам отстал, т.к. его планеты массового отжала жена в последние ходы (она играла военной расой с бонусом на логистику и быстро построила все танки).



Но основные проблемы тут в процессе. Карты все разные, с кучей текста, который… не используется. Т.е. за факт владением какой-то интересной планетой вы ничего не получаете. Кроме очков в конце игры. Её текст играется лишь раз, когда вы играете её с руки (она нейтральная), и всё, про него можно забыть. Наука тоже не даёт каких-то весомых преимуществ, это похоже больше на одну большую плюшку фракции, размазанную по картам. Кому-то можно 1 раз кубик перекинуть, а кому-то получить +2 после боя. 



Ещё большая проблема в том, что тут бои на кубиках. Т.к. это евро, и ходов здесь всего 18, то каждый такой «непрокид», очень неприятен. Причём бои с нейтралами практически всегда 100% вин, у них защита от 1 до 3, изредка 4-5. А при атаке двумя танками с бонусами вы получаете уже 2d6 на кубиках, где 1-ца заменена 6-кой. А вот бои друг с другом — чистый рендом, т.к. чаще всего перевес одной стороны, это кубик 1-1-1-2-2-3 или +2, при броске 3-4 шестигранников с каждой стороны.




Игра получилась долгой, скучной и весьма паршивой. Переигрывать в неё никто не захотел, а владелец через несколько дней от неё избавился. 3 балла — играть не планирую. 



 
ZoRDoK
С наступающей недели будут обзоры.
08 апреля 2016 17:22
DmitriyP
Слава, ну где же De Vulgary..
07 апреля 2016 11:16
ZoRDoK
Xyer написал:
Том хвалит в своем обзоре Archon, что как бє намекает, что если поинт салад понравился, то как бы пох что это поинт салад


Не смотрел обзор, но предположу, что он его не хвалит, а просто «не ругает» — Том стал куда мягче в обзорах, и принципиально не подвергает разносу так называемые «ok-games». Впрочем, надо взглянуть.
24 марта 2016 05:24
ZoRDoK
Иг написал:
Хотелось бы узнать, какие евро игры автор статьи ставит выше Point salad и выделяет, как хорошие игры. буду благодарен за ответ


Экономические (где симуляция экономики, а не имитация пещерного бартера), игры со строгим трекером или источником очков без докидывания в конце (Viticulture, Dominion); игры, где целью является не абстрактное накопительство, а что-либо ещё — гегемония, выполнение боевых миссий (Nexus Ops, Blood Rage).
24 марта 2016 05:18
Xyer
Том хвалит в своем обзоре Archon, что как бє намекает, что если поинт салад понравился, то как бы пох что это поинт салад
23 марта 2016 15:44
Иг
Хотелось бы узнать, какие евро игры автор статьи ставит выше Point salad и выделяет, как хорошие игры. буду благодарен за ответ
23 марта 2016 15:07
Randpm_Phobosis
>Название игры подобраном с умом
Ты по части анализа названия главного-то и не приметил.
New - в слове 3 буквы, то есть, это цифра 3. В слове Dawn, как и в словах Half и Life - букв 4.
Сам понимаешь, какая игра confirmed :}
23 марта 2016 11:46