ZoRDoK
14.03.2016

Окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и мораль, будут кричать, убивать и веселиться — обзор игры Cthulhu Wars (+exp)

cthulhu wars
Говард Лавкрафт, цитата из «Зова Ктулху» которого вынесена в заголовок — любопытный писатель. Не умея практически писать и подать художественное произведение, он обладал настолько больной фантазией, что трудно себе представить, что это всё создано не сегодня-вчера, а в пуританские 10—20-е годы прошлого века. Читать его не особо интересно. Я прочёл почти всё, в основном, наслаждаясь его фантазиями касательно «чуждости» — как сказал кто-то из великих, проcтите за неточную цитату: «любой пришелец будет антропоморфен, потому что мы не в состоянии представить себе что-то действительное иное». Лавкрафт мог.



Всю основную мифологию за него дописывали последователи, только при Дерлете и поздних публикациях оно сложилось в стройную систему мифов, где Ктулху занял центральное место. Рассказы Говарда больше похожи на японско-американский мульт-сериал «Охотники за привидениями», где люди сталкиваются с оккультным, едва погрузившись в тайну. И Древние у него не всегда зло — они просто другие, хтонические силы, которые не совместимы с бюргерским мирком. Для своих лет, когда даже Толкин ещё под стол ходил, а в мире дешёвой литературы царил детектив и только-только зарождался жанр фентези вместе с Конаном Кимеррийцем… Да, это был большой прорыв. 



Сейчас по Лавкрафту выходит столько игр именно потому, что он был давно. Всё просто — закончилось время авторских прав, книги перешли в публичное достояние — теперь любой может по мифам Ктулху делать игры, писать книги, вообще занимать чем угодно. Вот и занимаются.



Игру в прошлом году я поставил на второе место в общем зачёте, но сейчас могу сказать, что ошибся. И ошибся я в сторону приуменьшения её достоинств. Это не просто лучшая игра 2015-го года, это одна из лучших игр вообще, в которые я когда-либо играл. А теперь обо всём по порядку, т.к. коробка стоимостью в 18000 (это без допов, вместе с которым стоимость может перевалить все 30-ть) требует основательного подхода.



Компоненты у игры… если сказать, что они шикарны — не сказать ничего. Там просто огромнейшие миньки. Я думаю, мой ребёнок бы их просто испугался. Особенно примечателен Хастур — огромная голова с осминожьим остовом. Она выше бокала с вином!



Монстры действительно ужасны, и да, где-то рядом тут был Гигер. Мне очень понравились миньки у Йог-Сотота — если их выстроить в линию, то получится мутирующий и раздираемый муками культист, кишки которого начинают жить своей особой жизнью, разрастаясь и постепенно превращая его в пульсирующее ненавистью и безумием тело самого Древнего. 



Правила на удивление лаконичны. Это не безумный америтреш, который берёт своим внешним видом, не давая ничего взамен, кроме пары красивых фоток после партии. Игра — уникальный сплав трёх китов настольного мира: упомянутого выше америтреша, евро и варгейма. От евро тут чёткие и сбалансированные механики игры, получения очков и победы. От америтреша — миньки и кубики в боях. От мультиплеерных варгеймов — логистика, стратегия и дипломатия. Если очень коротко — это цивилизациоподобная игра про развитие различных рас под руководством Древних божеств, которые действительно находятся, как и сказано в заголовке — по ту сторону добра и зла. 



Мы строим порталы по карте, это наши «города». Их обороняем, их же и отнимаем. В порталах мы строим различные войска. У каждого игрока армия не просто отличная по каким-то характеристикам вроде количества жизней или силы атаки. Нет, это уникальный конгломерат рас, каковой можно было наблюдать в Age of Wonders или Master of Magic. 



У каждой расы есть 6 собственных технологий, которые игрок развивает в процессе игры, выполняя различные задания. Если не развить их все, то выиграть невозможно. Тут важен и порядок, и скорость. Древние выполняют роль передвижных Чудес Света. Это мощнейшие юниты, которые часто завязывают на себе большинство стратегий расы. 



Игра идёт до 30-и очков или до последнего ритуала. Очки получаются каждый ход за контроль над вратами и за ритуал (дублирует очки за врата). Врата и культисты так же приносят вашим Древним ману, необходимую для действий в процессе игры. Маны не так много, поэтому каждый ход приходится думать, что вы можете сделать. Это не тупое перемещение пачки юнитов во всех направлениях, как было в убогих америтреш-играх 80-х годов. Если вы так сделаете, то скорее всего потеряете всю ману. Нужно умело пользоваться свойствами юнитов, бонусами и силами Древних.



А силы там отличные. Это просто имбы какие-то. Причём имбы у каждого игрока одна занятней другой. Во второй партии мне достался упомянутый Йог-Сотот, все его войска грейдились после боя бесплатно. А сам Йог-Сотот мог красть чужие ворота и телепортироваться с ними по карте. Да более того, сам Йог-Сотот и был воротами. Ты ключ и ты врата — как писал про него Лавкрафт. 



Ктулху может уйти с любым числом войск в пучины. И всплыть даже посреди пустыни, проломив хребты гор, сметая города и разверзая землю. У Ньярлатотепа все юниты летают. Сам он может перевозить на себе любое число их бесплатно, а его сила бывает в 3-4 выше чем все войска вместе взятые у другой фракции. Любые юниты, которые бегут в ужасе из битвы — бегут туда, куда гонит их Ползучий Хаос, даже если он не принимал участие в битве. Чёрный Козёл может приносить в жертву своих для победных очков. Любой вражеский культист может во сне умереть и возродиться под контролем Ктулху. Любой! А Король в Жёлтом превращает их в своих бессмертных воинов. 



При всём этом богатстве игра сделана так, что идёт она не запредельное число часов. Втроём вполне реально справиться за полтора часа. Вчетвером за 2-2,5. И только впятером по неведомым причинам партия затянется на 4-5 часов. 



Это лучшая мультиплейерная стратегия с ассиметричными сторонами, которую я знаю. Она слишком, просто слишком дорога. Но когда-нибудь я продам всё своё евро, куплю её и буду играть только в войны Ктулху.  9 баллов. Фхтагн, господа!



 
Zerg7
Мне повезло найти это чудо по хорошей цене и скоро буду счастливым обладателем!
25 апреля 2016 11:21
ZoRDoK
Food Chain не играл, она неестественно дорогая для того, что там внутри (карты и низкого качества поле), а онлайн я не любитель. Но судя по тем обзорам, которые я смотрел, это шикарная экономическая не абстрактная игра. Собственно, как и всё у Сплоттеров — довелось сыграть как-то в их Индонезию, вполне себе раритетная редкость.
22 марта 2016 19:18
Михаил
Уже неделю набираю coolstuffinc и смотрю на оставшиеся 2 экземпляра "лучшей мультиплейерной стратегии с ассиметричными сторонами". Зайдешь, посмотришь, ещё есть значит если что можно заказать. Но пока не решился.
Между тем это второе заявление об игре, которая может заменить многие другие игры. Первое это заявление от Parda о Food Chain Magnate в соседнем форуме, только поиграть в неё можно бесплатно.
В связи с этим вопрос вы играли в неё и если да, то как впечатление?
21 марта 2016 13:50
Михаил
Если верить Amazon - 43х17х33 в сантиметрах и вес 5,6 кг
21 марта 2016 13:36
anonymous
Подскажите пожалуйста, а какого размера коробка с игрой, хочется оценить масштаб :-)
21 марта 2016 02:15
anonymous
Да, игра гениальна во всем.
16 марта 2016 22:09
Chaos
Chaos sloznee no i lutche. Blood rage tozhe lutche. Cthulhu wars - voiny menshe cem chaose i blood rage. Procentm popodanii ocen mal i posle bitvy armiju vashu Razdeliajet i posylaet v raznii storony. Snova nado sobirat. A eto dolgo.
16 марта 2016 06:12
ZoRDoK
Их сложно сравнивать. Хотя общая тема похожая, и даже уши евро торчат вполне приметно, Хаос мне совсем не понравился. Это был замороченный процесс на мажорити с кучей карт и take that. Тут основной процесс — боёвка. Скорее это Nexus Ops глобального масштаба с развитием.
15 марта 2016 18:42
SSS
Как оно по сравнению с Хаосом в Старом Свете?
15 марта 2016 05:21
ZoRDoK
На самом деле карта очень функциональная. Синий, зелёный и бледно-голубой — моря. Красно-жёлтые оттенки — суша. Перемещаются они по всем одинаково, но моря важны для Ктулху (он с них может погружаться).
15 марта 2016 05:11
Ksedih
Опять в защиту хорошего америтреша: имба-силы - это чистейший признак америтрешевого америтреша. Как раз в выходные играл в FS, там тоже что не карта тактики расы, то жесть какая-то. Кто-то телепортируется через всю карту, кто-то плодит войска как кролей прямо на нейтральных планетах. Шикарно, в общем, и главное с евро сбалансированностью, насколько возможно. Другими словами: "Треш, каким он должен быть".

Несмотря на все красоты сабжа, карта какая-то ушлёпошная, странный выбор цветов для регионов.
14 марта 2016 22:41